Курганский региональный педагогический клуб "Диалог"

Курганский региональный педагогический клуб "Диалог"

Вопрос 2

Как вы понимаете термин «современная образовательная среда»? Что он предполагает? В каких нормативно-правовых документах рассматривается?

24 комментария:

  1. Клуб "Воспитателей новаторов"8 марта 2017 г. в 05:51

    Образовательная среда - это условия в которых ребенок развивается, обучается и воспитывается.А современная она потому, что создана здесь и сейчас для современного ребенка. Так например в эпоху Первобытного строя образовательный средой служила природа; в Античности- рабовлодельсеский строй, богатые обучали своих детей,как надо управлять низким сословием; в Средневековье - церковь;в эпоху Возрождения - искусство; в эпоху Просвещения -книга. А в век компьютеризации и современных технологий-конечно же особое место в жизни ребенка занимает компьютер и современные гаджеты. В Федеральном государственной стандарте прописаны требования к условиям организации современной образовательной среды. Современному педагогу остается лишь грамотно подойти к созданию современной среды обучения и воспитания подрастающего поколения.

    ОтветитьУдалить
  2. Мы согласны с мнением членов клуба "Воспитателей новаторов". Хочется добавить, что термин "современная образовательная среда" намного шире. Мы считаем, что образовательная среда школы-это совокупность условий, процессов, явлений, технологий, воздействующих не только на обучение, но и на воспитание школьников, всестороннее развитие его личности и социализацию в целом.
    На наш взгляд, условия, необходимые для реализации основной образовательной программы ОО-это и есть требования , предъявляемые к современной образовательной среде.

    ОтветитьУдалить
  3. Образовательная среда - часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов. Образовательная среда также обладает большой мерой сложности, поскольку имеет несколько уровней - от федерального, регионального до основного своего первоэлемента - образовательной среды конкретного учебного заведения и класса. Образовательная среда также создается индивидом, поскольку каждый развивается сообразно своим индивидуальным особенностям и создает свое собственное пространство вхождения в историю и культуру, свое видение ценностей и приоритетов познания. а поскольку всякое знание личностно, поскольку образовательная среда каждого есть, в конечном счете, особое, личностное пространство познания и развития.
    Образовательная среда современных образовательных систем складывается во взаимодействии новых образовательных комплексов - систем, инновационных и традиционных моделей, сложных систем стандартов образования, сложного интегрирующего содержания учебных программ и планов и главное нового качества взаимоотношений, диалогического общения между субъектами образования детьми, их родителями и педагогами.
    Образовательная среда рассматривается в таких нормативно-правовых документах:
    - Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
    -Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного, среднего образования.
    -Концепция информационно-образовательной среды открытого образования Российской Федерации.
    -Профессиональный стандарт педагога.
    -Концепция информационно-образовательной среды открытого образования Российской Федерации.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Клуб "Воспитателей новаторов"13 марта 2017 г. в 10:51

      Здесь Вы в точку подметили, что образовательная среда создается индивидом. Как показывает практика, в одном образовательном пространстве, каждый развивается по своему, кто-то в большей степени, кто-то - в меньшей. Например у нас в группе созданы условия для всех, одинаково один ребенок предпочитает больше играть с кубиками, таким образом развивая конструкторские способности, а другой не любит играть с кубиками, он предпочитает больше рисовать. Так же и на уроке, учитель всем одинаково объясняет тему, одни легко усваивают учебный материал, а другие предпочитают понаблюдать в окно за воронами. У каждого свои приоритеты.

      Удалить
    2. Если бы учитель каждому объяснял одинаково, учитель каждому находит возможности объяснить материал, чтобы ребенок понял. И тот, который за воронами наблюдает.

      Удалить
    3. Клуб "Воспитателей новаторов"14 марта 2017 г. в 18:40

      Конечно же учитель делает все возможное, но тем не мение, на выходе уровень у всех разный,у кого-то больше,у кого-то меньше. Все-таки индивидуальные способности не мало важны. От всех высокого уровня образования не возможно добиться.

      Удалить
  4. «современная образовательная среда» - это фактор эффективного образовательного процесса, предусматривающий обеспечение санитарно-гигиенических условий внутришкольной среды, создание условий для обучения и воспитания, создание психологической комфортности. Создание таких условий позволяющая ученику реализовать свое право на образование в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями. А учителю развить свои профессиональные и личные качества. Условия освоения образовательных программ закреплены в законе «Об образовании».

    ОтветитьУдалить
  5. Хапрова Светлана Анатольевна. Большечаусовская ООШ:
    информационно-образовательная среда это системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком, как участником образовательного процесса. Он предполагает современный подход в обучении в современном динамично развивающемся мире. Рассматривается в ФГОС

    ОтветитьУдалить
  6. Зырянова Ирина Леонидовна. Большечаусовская ООШ:
    Современная образовательная среда - созданные условия ( «Как следствие, организованная школьная действительность требует иной школьной инфраструктуры. Нужны будут новые по архитектуре и дизайну привлекательные школьные здания; современные столовые здорового питания; оснащенные новым оборудованием актовые и спортивные залы; медиацентры и библиотеки; комфортная школьная гигиена и организация медицинского обслуживания; грамотные
    учебники и интерактивные учебные пособия; высокотехнологичное учебное оборудование, обеспечивающее выход в глобальные
    информационные сети, доступ к максимальному числу сокровищ отечественной и зарубежной культуры, достижениям науки и искусства; условия для качественного дополнительного образования,
    самореализации и творческого развития» - определение из доклада Д.Медведева.
    Документы: Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", Закон "Об образовании в РФ", ФГОС, Основная образовательная программа ООО, НОО

    ОтветитьУдалить
  7. Педагогический клуб "Горящие сердца"14 марта 2017 г. в 08:35

    Образовательная среда представляет совокупность факторов, которая создаётся всем укладом жизнедеятельности школы: размещение школы, её архитектурно-планировочное решение, оснащение и оборудование, организация учебного процесса, питания детей, медицинское обеспечение, психологический климат.
    Образовательная среда должна изменяться с учётом требований времени, тогда она будет считаться современной.
    Документы:
    - ФЗ "Об образовании" №273
    - ФГОС
    - Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности
    - Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя
    - учебный план ОУ
    - Образовательные программы
    - Рабочие программы учителя
    - Календарный учебный график

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласны с «Горящими сердцами»! Нормативно – правовые документы, в которых рассматривается по их мнению образовательная среда, используются и в нашем дошкольном учреждении.

      Удалить
  8. Образовательная среда сегодня органично включает в себя виртуальное пространство, создаваемое современными средствами связи: Интернетом, телекоммуникационными системами, электронной почтой, облачными технологиями, социальными сетями и др. Возникает противоречие между доступностью данной среды для школьников и слабой проработанностью педагогического сопровождения ребенка. Как организовать педагогическое сопровождение процесса обучения и развития детей, проходящих на разных порталах, дистанционных курсах? Этой проблемой занимается наш коллектив, поэтому в образовательную среду гимназии включено виртуальное пространство, которое мы называем эпистемотекой, специально организованное, структурированное и проверенное на безопасность педагогами. Виртуальная образовательная среда гимназии - это новая педагогическая реальность.
    Педагогический клуб гимназии №32.

    ОтветитьУдалить
  9. Алёна Шайнуровна Верхотурцева Иванищевская сош
    Современная образовательная среда - это факторы и условия, влияющие на обучение и развитие личности, на характер ее взаимодействия с социальной средой. Документы: ФГОС, национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"

    ОтветитьУдалить
  10. Среда становится образовательной тогда, когда появляется личность, имеющая направленность на образование. Под современной образовательной средой понимается система, включающая в себя совокупность применяемых образовательных технологий, внеучебная работа, учебно-воспитательный процесс, взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами. При этом одна и та же среда может быть образовательной для одного человека и совершенно нейтральной в этом смысле для другого. Человек имеет шанс формировать свою образовательную среду в границах определенного образовательного пространства, выбирая образовательные институты или занимаясь самообразованием. Нормативно-правовые документы: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного, среднего образования.

    ОтветитьУдалить
  11. Образовательная среда – не новое понятие. Ее связывают с образовательным процессом как часть общей среды, имеющей с ним активное взаимодействие и существенное взаимовлияние, т.е. среда существенно влияет на образовательный процесс, в то время как процесс также оказывает влияние на среду, изменяет ее и подстраивает под себя. В последнее время, вследствие перемен в образовании, интерес к образовательной среде значительно вырос, и ей стали отводить большие, чем ранее, роль и значение. Само понятие образовательной среды также было подвержено переосмыслению, рассмотрению с новых позиций и в новых аспектах.

    ОтветитьУдалить
  12. Образовательная среда включает в себя также основные нормативно-правовые документы, регулирующие отношения в обществе, социальной среде, экономические отношения и, разумеется, правовые документы, относящиеся к образованию - федеральные и региональные законы, положения, стандарты, программы и пр. Эти документы, их содержание и соответствующие знания также оказывают прямое и существенное влияние на сферу образования и в определенном объеме включаются в образовательный процесс – правоведение.

    ОтветитьУдалить
  13. Современная образовательная среда определяется как совокупность факторов, определяющих обучение и развитие личности, социокультурные и экономические условия общества, влияющие на образование, характер информационных и межличностных отношений, взаимодействия с социальной средой. То есть образовательная среда определяется существенностью воздействия (с прямыми и обратными связями) факторов и условий социальной среды на образование, результаты учебно-образовательных процессов, характер межличностных отношений, интеллектуальное и социокультурное развитие ребенка. Педагогический клуб «Непохожие».

    ОтветитьУдалить
  14. Грамотно организованная современная образовательная среда:
    — гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
    — обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
    — способствует профессиональному развитию педагогических работников;
    — создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
    — обеспечивает открытость дошкольного образования;
    — создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

    ОтветитьУдалить
  15. педклуб "Совушка"15 марта 2017 г. в 23:03

    Создание образовательной развивающей среды для педагогов и учащихся – это одно из важнейших направлений деятельности образовательных учреждений, предусматривающих обеспечение санитарно-гигиенических условий внутришкольной среды, создание условий для обучения и воспитания, создание психологической комфортности.
    По определению М.С. Нефедова образовательная среда – это совокупность условий, организуемых администрацией школы, всем педагогическим коллективом при обязательном участии самих учащихся и их родителей с целью создания оптимальных условий для всестороннего развития личности учащихся и педагогов. Школа, в которой удаётся создать такие условия, превращается в территорию грамотной, комплексной и неустанной заботы о здоровье учащихся и педагогов.
    Образовательная среда включает в себя ряд подсистем:
    1. Материально-техническую, состоящую в первую очередь из школьного здания, оборудования, технических средств обучения, в том числе электронных. К этой подсистеме относится так же оборудование столовой, медицинского кабинета, спортивного и актового зала;
    2. Организационную подсистему, которая включает в первую очередь формальную организацию школы;
    3. Социально-психологическую подсистему. В нее входит структура неформальных взаимоотношений в школьных классах и преподавательском коллективе;
    4. Технологическую подсистему, состоящую из образовательных, воспитательных и диагностических технологий;
    5. Управленческую подсистему. В нее входят субъекты управления в рамках средней школы: директор учебного заведения, его заместители, руководители методических объединений;
    6. Эстетическую подсистему. Последняя включает в себя дизайн школьных помещений, их эргономические свойства.
    Если для педагога и ученика будут созданы условия для развития личности в социальном, психическом и физическом аспектах развития, то развивающая среда для педагогов и учеников в общеобразовательном учреждении будет создана.
    Т.о. «современная образовательная среда» составляет совокупность таких факторов, как материальные, пространственно-предметные, социальные, межличностные отношения. Все эти факторы тесно связаны друг с другом, они дополняют, обогащают друг друга.
    Термин «современная образовательная среда» рассматривается в:
    • Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол № 36);
    • Приоритетом национальном проекте «Образование» на 2009-20012 годы;
    • Федеральной целевой программе развития образования;
    • Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»;
    • Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) нового поколения

    ОтветитьУдалить
  16. Говоря об образовательной среде, мы также подразумеваем развивающую среду, созданию которой способствуют:
    1. Концепция и программа развития школы.
    2. Моделирование УВП как системы, помогающей саморазвитию личности.
    3. Проведение в школе инновационной исследовательской работы.
    4. Сплоченный общностью цели коллектив учителей , учащихся и их родителей..
    5. Организация оптимальной системы управления.
    6. Система эффективной научно-методической деятельности.
    7. Учебно-материальная база, достаточная для формирования развивающей среды.
    8. Набор альтернативных образовательных услуг в соответствии с потребностями участников педагогического процесса.

    ОтветитьУдалить
  17. Светлана Николаевна Топкасова. Большечаусовская ООШ:
    Современная образовательная среда - это тесно связанные между собой предметные и социальные компоненты. Всесторонние развитие личности. Нормативно-правовые документы, регулируют отношения в обществе, социальной среде, экономические отношения, правовые документы, относящиеся к образованию – федерального и регионального уровня, положения, стандарты, программы и пр.

    ОтветитьУдалить
  18. Педагогический клуб "Кораблик"
    Образовательная среда - не новое понятие и определяется как совокупность факторов, определяющих обучение и развитие личности, социокультурные и экономические условия общества, влияющие на образование, характер информационных и межличностных отношений, интеллектуальное и социокультурное развитие ученика. Образовательная среда включает в себя все ресурсы социокультуры общества, основные нормативно-правовые документы, регулирующие отношения в обществе, социальной среде, экономические отношения и правовые документы, относящиеся к образованию - федеральные, региональные, положения, стандарты и программы и пр. Необходимо отметить, что ФГОС - часть образовательной среды, правовой документ, отражающий заказ общества, порядок и условия его реализации.В соответствии с данным стандартом каждое образовательное учреждение должно создавать собственную образовательную среду. Таким образом предполагается включить: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий(компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде). Об этом говорится в ФЗ № 273 "Об образовании" в Российской Федерации от 29.12.2012г., "Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы" Указ Президента РФ от 1 июля 2012г. №761, государственная программа РФ "Развитие образования на 2013-2020 годы" распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013г. №792-р, Федеральные государственные образовательные стандарты НОО и ООО.

    ОтветитьУдалить
  19. Образовательнаяобразовательная среда– это совокупность условий, процессов, явлений, технологий в средней школе непосредственно воздействующих на обучение и воспитание школьника, всестороннее развитие его личности и социализацию в целом.
    По определению, среда – это сложная система компонентов, которая включает в себя ряд подсистем:
    1. Материально-техническую, состоящую в первую очередь из школьного здания, оборудования, технических средств обучения, в том числе электронных. К этой подсистеме относится так же оборудование столовой, медицинского кабинета, спортивного и актового зала;
    2. Организационную подсистему, которая включает в первую очередь формальную организацию школы;
    3. Социально-психологическую подсистему. В нее входит структура неформальных взаимоотношений в школьных классах и преподавательском коллективе;
    4. Технологическую подсистему, состоящую из образовательных, воспитательных и диагностических технологий;
    5. Управленческую подсистему. В нее входят субъекты управления в рамках средней школы: директор учебного заведения, его заместители, руководители методических объединений;
    6. Эстетическую подсистему. Последняя включает в себя дизайн школьных помещений, их эргономические свойства
    Законы и иные нормативные акты.
    1. Конституция РФ
    2. Закон об образовании РФ.
    3. Концепция модернизации российского образования
    4. Национальная доктрина образования.

    ОтветитьУдалить
  20. М.А. Каменева, Лесниковский лицей
    СОС - это актуальные в настоящее время методы и подходы в обучении и воспитании детей, с учетом потребностей современного общества.

    ОтветитьУдалить